"Я родился в нижнем Ист-Сайде, а там случалось всякое, - вспоминал сам Джек. - Чаще всего это были драки - к вам заявлялись парни из соседнего района, и у вас не оставалось выхода, кроме как драться. Если победа была на вашей стороне, то враг полз к мамочке и больше не совал сюда нос, но случалось и наоборот. В те времена уличные драки никого не удивляли. Мы полагались только на силу своих кулаков, нам не нужно было оружие".
По большей части, Кирби был самоучкой. Однако по его словам влияние на его творчество оказали такие художники, как Милтон Канифф, автор знаменитого комикса "Терри и пираты"; Хэл Фостер, создатель комикса "Принц Вэлиант"; и Алекс Реймонд, придумавший сериал в картинках "Флэш Гордон", а также некоторые карикатуристы, один из них – Роллин Кирби. Джек нашел применение своим навыкам, рисуя карикатуры в газете клуба "Boys Brotherhood Republic", общественной организации, созданной с целью профилактики подростковых правонарушений. В 14 лет он поступил в бруклинский Институт Пратта, одну из самых авторитетных в мире художественных школ, но продержался там всего неделю, поскольку чтобы поддержать семью ему пришлось работать в автомастерской.
В 1939м году устроился к Максу Флейшеру на студию мультфильмов. А в 1940 вместе с Джо Саймоном создал для Таймли Комикс первый выпуск про Капитана Америку, разошедшийся миллионным тиражом. Коммерческий успех позволил Кирби и Саймону после 10го выпуска уйти в Нэшнл Комикс, которые потом переименовали в ДиСи (Кирби и его отношения с этим издательством тема для отдельной статьи). Именно Кирби придумал Кэпу его знаменитый щит.
Летом 1940 года Кирби с семьей переехал в Бруклин. Там он познакомился с Роз или Розалинд Гольдштейн, любовью всей своей жизни, на которой он позже женился и по словам друзей они никогда не расставались дольше, чем на четыре дня. Да, Роз дождалась его с войны.
Как и его герой, Стив Роджерс, Кирби участвовал во Второй Мировой с 1943 по 1945. Наверное никто лучше не сказал на тему, чем Уоррен Элис.
"Когда я только начал писать комиксы, то слышал множество историй о Джеке Кирби. Говорили, что Джек вспыльчивый, неуживчивый, сбежал из Марвел в ДиСи. Джек страшен в гневе, но никогда не поднял ни на кого руку - зато мастерски крушил стены и мебель. Таков уж он был. При этом все забывают об одной маленькой детали, не принято о ней говорить в слух. Джек - убийца. Обычно вскользь упоминают о том, что он участвовал во Второй мировой и был в зоне активных боевых действий. Убивал людей, которых видел впервые в жизни. Мы выросли в мирное время и не понимаем, какого это. Никто не захватывал наши земли, мы ничего не знаем о войне - о настоящей мировой войне, а не той пародии на нее со злодеями и супергероями, что пытаемся изобразить в своих комиксах".
"Фантастическая четверка" создавалась во время Холодной войны, соперничества двух сверхдержав, когда выходили Стар Трек, Доктор Кто, и человечество бредило космосом. Думаю, что комиксы Кирби об отважных ученых, отправившихся в космос, вдохновили не одно поколение будущих ученых и фантастов.
"Это был первый автор комиксов, про которого я сразу понял: этот стиль неповторим, — говорил про него Джонатан Росс, фанат "Фантастической четверки". — Работы Кирби были так сильны и непосредственны, что я принялся разыскивать их, как только улучал время. На его рисунках колено было в два раза больше, чем голова. Крохотное личико и огромная пятерня, которая тянется к тебе. Такое впечатление, что он рисовал 3D-графику, не пользуясь стерео-очками".
Кирби с детства мечтал стать актером (и играть гангстеров - только посмотрите на этого красавчика с сигарой!), поэтому свою любовь к кино воплотил в рисунке. Он говорил, что комиксы куда ближе к фильмам, чем принято считать, а фильмы позволяют показать историю совсем иначе, чем если бы она была просто записана на бумаге. Возможно именно поэтому его истории, годы спустя, полюбили кинематографисты (Фантастическая Четверка, Невероятный Халк, Мстители).
В числе его учеников — не только такие ведущие создатели комиксов, как Фрэнк Миллер и Алан Мур, но и художники, кинорежиссеры и даже писатели.
Благодаря Джеку Кирби увидели свет такие супергерои как:
- Капитан Америка
- Халк
- Фантастическая Четверка
- Люди Икс
- Тор
- Мстители и многие другие.
Если брать конкретные тайтлы, то работы Кирби вы можете увидеть в:
Marvel
* Amazing Adventures #1-6
* Avengers #1-8 (full pencils), #14-17 (layouts only, pencils by Don Heck) (1963-65)
* Black Panther #1–12 (1977-78)
* Captain America Comics (Golden Age) #1–10 (1941-42)
* Captain America #100–109,112 (1968-1969); 193–214 (1976-77)
* Devil Dinosaur #1–9 (1978)
* The Eternals #1–19 + Annual 1 (1976-78)
* Fantastic Four #1–102, 108 (1961-70)
* Incredible Hulk #1–5 (1962-63)
* Journey Into Mystery (Thor) #82-89,93,97-125 (1962-66)
* Machine Man #1–9 (1978)
* Strange Tales (Human Torch) #101-105,108-109,114,120, Annual #2 (1962-64)
* The Mighty Thor #126–177, 179 (1966-70)
* Tales of Suspense (Iron Man) #39-41,43 (1963)
* Sgt. Fury and his Howling Commandos #1–7,13 (1963-64)
* Strange Tales (Nick Fury) #135-153 (1965-67)
* Tales of Suspense (Captain America) #59-75,77-86,92-99 (1964-68)
* Tales to Astonish (Incredible Hulk) #68-84 (1965-66)
* 2001: A Space Odyssey #1–10 (1976)
* X-Men #1-11 (full pencils), 12-17 (layouts only, pencils by Werner Roth) (1963-65)
* отдельные главы в Amazing Adventures, Journey into Mystery, Strange Tales, Tales of Suspense, Tales to Astonish, Strange Worlds и World of Fantasy (1958-60)
Ссылки или использованные источники:
один из самых обширных сайтов, посвященных Кирби (английский)
статья "Джек Кирби – настоящий супергерой" Тима Уокер (перевод на русский, в конце батхерт Марка Эванье и немного об отношениях Кирби с ДиСи и Марвел, читать, если вам не хватило интриг, скандалов и у вас есть попкорн).
видео, дискашн наших друзей со спайдермедии (английский, если вы любите Уоррена Элиса, то вам туда, видео тоже отличные)
и снова здравствуй, Марк Эванье, и попкорн (английский, вы вот знали, что на одной из работ Кирби стоит подпись Роз? в общем ИНТРИГА с разоблачением).
биография Кирби, русский, некоторые детали приукрашены, но в целом довольно достоверно.
еще одна биографическая статья уже английский, зато можно узнать, что Кирби в 14 лет ушел из арт школы не потому, что она "школа воспитывала художников с чуждым ему мировоззрением", как утверждала предыдущая биография в списке.
статья Нью-Йорк таймс к годовщине его смерти, английский
тумблер, где можно полюбоваться на работы Кирби.
Влюбилась в Кирби до розовых соплей: Леориэль